» Свадебные обряды на Руси начала XVII века

Свадебные обряды на Руси начала XVII века

  • |
  • |
  • Дата публикации : 18 ноября 2020

Старинные свадебные обряды на Руси начала XVII века сохранились в записях двух иностранцев: Петрея и Олеария. Старинные свадебные обряды включали в себя: сватовство, смотр невесты и жениха, венчание и другие обряды.     

Сватовство          

      «Молодой человек, желавший жениться, объявлял о том своему отцу. Это соблюдалось весьма строго, не только между простолюдинами, но вельможами и всякаго сословия людьми. Ни жених, ни невеста не могли сами делать предложения, – это было дело отца. Родитель невесты, осведомленный о сватовстве, советовался со своими приятелями и отправлялся с сватом к родителям жениха, где узнавал о его богатстве, роде, уме и достоинствах, и разсмотрев его внимательно, говорил ему, если он нравился ему: мой милой! твои родители, мои добрые друзья, а ты мне по сердцу: честен, добр, любезен и можешь быть любимым всеми, потому я хочу отдать за тебя свою дочь, если она понравится тебе. Я награжу ее приданым и всякаго рода украшениями: серьгами, платьем, серебром, золотом, скотом, лошадьми, прислугою и домашними вещами. — По согласии с обеих сторон, сват отвечал за жениха: тебе угодно выдать за меня дочь, а меня иметь своим сыном, – я подумаю прежде. Об осстальном распроси моих родителей и друзей, и что ими будет сделано и утверждено, тем я буду доволен. Если сватовство с обеих сторон не встретило препятствий и само приданое обоюдно утверждено, то назначали день свадьбы.     

Константин Маковский. Под венец. (боярский свадебный пир)

Смотр невесты и жениха          

     Отец и друзья жениха просили тогда показать невесту, но ея отец отвечал: этого нельзя; о ней осведомиться можно от посторонних. Вы знаете, кто она такова, и этим можете быть довольны; об остальном узнаете по совершении свадьбы. — Тогда отец и сват говорили ему: если нельзя видеть жениху, то позволь нам, чтобы удостовериться в ея недостатках и свойствах. — Отец, мать и две ближние родственницы отправлялись к невесте. Если она зажиточная  и богатая, в доме много покоев и светлиц; то она сидела в своей светлице, убранная и наряженная. Если без состояния и бедная, в доме нет ни одной светлицы, то она сидела В углу избы за занавесом, без всякаго наряда. Мать жениха, подойдя к ней, просила выти, и взяв ее за руку, ходила с нею, разсматривая со вниманием: не слепая ли она, или хромоногая, или нет других каких либо недостатков. Если ничего не было найдено, то она садилась с веселым лицом за стол. После того мать невесты отправлялась к жениху и разсматривала его подобным образом, и не найдя в нем никаких телесных недостатков, приступали обоюдно к письменному условию, в том, что если кто не сдержит своего слова, тот должен заплатить по записи определенную сумму денег. Не смотря на это, продолжались со обеих сторон частые осматривания молодых, дабы не ошибиться, и чтобы потом не исполнилась пословица: понравилась сатана лучше ясного сокола. Были примеры, что не разсмотрев молодых, они оказывали впоследствии друг к другу холодность, от чего происходили семейные раздоры. — Девицы высшего сословия всегда находились в затворничестве, и их не прежде могли видеть, как только в день свадьбы.

Клавдий Лебедев. Боярская свадьба.

Венчание     

     По наступлении свадебнаго дня, для котораго готовили в изобилии кушанья и напитки, и в этот день все пили, отправлялся в церковь весь свадебный причет и с ним родители молодых. Лице невесты покрывалось фатой. Священнику подносили прежде пироги; он тогда благословлял молодых и пел из псалма 127 «Блажени вси боящиеся Господа, ходящий в путех его. Труды плодов твоих снеси»[У Петрея ошибочно приведен 128 псалом вместо 127, ибо псалом 128 начинается так: «Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моя, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы: продолжите беззаконие свое» и т. д.], и т. д.; потом, подступив к молодому, клал на его голову свою руку и говорил: ты берешь молодую и милую: будешь ли ее любить в радостях и бедности? Не будешь ли издеваться над нею и поступать с нею грубо? Если она состарьется, сделается немощною или больною, то не покинешь ли ее? —  Жених отвечал: нет. Тогда он обращался к невеста и говорил: ты еще молодая и неопытная, будешь ли жить с мужем в согласии, как следует доброй жене? Будешь ли смотреть за хозяйством? Пребудешь ли ему верною, когда он состарится и ослабеет? —  Она отвечала: да! —  После этого священник брал венцы, клал на их головы и говорил: раститесь и множитесь. Читал потом молитву, благословлял их три раза крестом и произносил: что Бог соединяет, того не расторгнуть человеку. —  Затем все зажигали восковые небольшие свечи.  — После священник подавал новобрачным позолоченную чашу с медом, из которой они пили, и наконец поздравлял их со вступлением в брак. Потом молодые бросали на землю чашу, топтали ее ногами, приговаривая: да будут так попраны наши враги, которые захотят поселить между нами ненависть и раздор.»

Николая Богданов — Бельский. Венчание.

     При выходе из церкви совершался старинный свадебный обряд, где женщины осыпали молодых конопляными семенами, желая им здоровья и долговечной жизни. Затем все возвращались домой и пировали. На следующий день молодых отводили в дом, где они должны были жить.

     Интересен и немного странен старинный обряд, который совершался в спальне молодых. «Молодой,  ложась спать, бил плетью свою молодую и потом вешал ту же плеть на стене в ознаменование его любви, ибо жены думали, что если мужья бьют их часто, то этим они доказывают к ним свою любовь, в противном случае они жаловались на своих мужей, говоря всем, что мужья разлюбили их.  В продолжение свадебного пирования дарили молодых, каждый соразмерно своему состоянию, разными вещами, которые укладывали потом в сундуки, и это составляло их приданое.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*