» Неолит – искусство в камне и керамике

Неолит – искусство в камне и керамике

  • |
  • |
  • Дата публикации : 9 октября 2020

За последние четыре десятилетия наши представления о людях каменного века претерпели значительные изменения и продолжают меняться под влиянием многочисленных новейших
 находок, например рисунков, обнаруженных в пещерах Южной Европы. Археологические открытия, сделанные на территории сегодняшнего Китая. Также формируют у нас более цельную картину культур каменного века, их хронологических и географических взаимодействий.

  Еще несколько лет назад историки говорили лишь о двух крупных  культурных группах – более древней культуре Яншао, существовавшей в 4000-2500 годах до н.э. (ареал распространения: от нынешней провинции Ганьсу до провинции Хубэй, а также на территории современных провинций Хэнань и Шэньси), и культуре  Луншань ( около 2500-1800 года до н.э.), которая была распространена на территории провинции Шаньдун и в среднем течении Янцзы. Однако теперь от этой схемы пришлось отказаться.

 Археологи обнаружили следы развитых культур, сильно отличавшихся друг от друга. Эти культуры доминировали не только в областях, традиционно считающихся колыбелью китайской цивилизации, но также к югу, западу, северу и востоку от этих территорий. Кроме этого, новые находки потребовали хронологической корректировки классификации культур.

   Культурное наследие тех эпох, дошедшее до нас чрезвычайно многообразно. Наряду с сосудами были обнаружены керамические изделия в форме инструментов, архитектурных деталей, а также мелкая глиняная скульптура. В некоторых культурах техника обработки нефрита была довольно высока, о чем свидетельствуют красивые декоративные пластины и фигурки из этого материала. Но еще до того, как люди начали украшать посуду и инструменты, их предки, древние охотники и собиратели, оставили на скалах рисунки, бесценные для истории культуры и искусства.

 В Китае, как и в многих других местах, люди каменного века осуществляли свои художественные замыслы на поверхностях скал. Часть обнаруженных наскальных рисунков восходит к временам охотников и собирателей, но не отличается такой древностью, как, например. Европейские  наскальные росписи в пещерах Ля-Мадден (16 000 – 12 000 до н. э.). Возможно, целью создания наскальных рисунков было колдовство при помощи изображения. Ученые полагают, что охотники изображали животное чтобы его поймать, либо потому, что уже поймали его. Среди ученых также бытует предположение, что в кочевых сообществах рисунки на скалах изображали охотничьи трофеи.

 Наскальные рисунки обнаружены на окраинах современного Китая: их находили главным образом в провинциях Юньань, Цзынси, на плоскогорье Ордос и в автономном районе внутренняя Монголия.

 Речь идет как об изображениях, нацарапанных на поверхностях скал, так и о рисунках,  выполненных минеральными красками. Все эти изображения обнаружены под открытым небом, на вертикальной поверхности скал: рисунки внутри пещер пока не найдены. Поскольку наскальные росписи в Китае выполняли и в более позднее время, когда в центральной части страны уже существовала письменность, а этносы, не имевшие письменности. Населяли именно районы нынешних находок, датировка наскальных рисунков каменного века – и без того непростая – становится еще труднее. Здесь приходиться учитывать сходство и различие стилей, наличие на рисунках животных, о которых точно известно, когда они вымерли в данной местности, проводить точные исследования степени выветривания, привлекать такие научные  методы, как изотопный анализ тяжелого углерода С14. При сопоставлении обнаруживается, что наскальные рисунки на севере Китая старше тех. что на юге. Изображения слонообразных животных в Циляньшане (Ганьсу) и страусов в горах Цзиньшань (Внутренняя Монголия) позволяют датировать эти рисунки временем не позднее 8 000 до н. э., когда указанные животные вымерли в данных областях.

 Наряду с изображениями отдельных животных в наскальных росписях присутствуют и сцены охоты маски, отпечатки копыт, человеческих ладоней, чаш, абстрактные мотивы (зигзаги, круги, спирали). В этом наскальные рисунки Китая мало отличаются от изображений, найденных в других местах земного шара.

 Животные в основном изображены реалистично отклонения от этого правила связанны либо с особенностями поверхности скалы, либо с характером техники (процарапывание или рисование краской).

 Эммануэль Анати из итальянского «Centro Camu di Studi Prestotici, Val Calmonica», опираясь на труды Чэнь Чжао-фу, доказал, что хронологическую классификацию китайских наскальных
особенностей,  на сегодняшний день следует рассматривать как предварительную; тем не менее, можно выделить следующие периоды: наскальные рисунки мезолитических охотников (около 10 000 – 6 000 годов до н.э.) с красными изображениями животных, рисунки неолитических
охотников (8 000- 4 000 годов до н.э.), рисунки пастухов и скотоводов ( около 3 500 – 2 000 годов до н.э.) с изображениями одомашненных животных и культовых действий.  Последняя эпоха распадается еще на две фазы –– с 1 200 по 200 год до н. э. и с 900 по 1 600 год н. э. прежде всего у неханьских народностей (внизу справа). Следующую группу рисунков представляют изображения масок, сделанные приблизительно в период с 5 500 до 3 500 до н.э.

Этаклассификация в сочетании с анализом местных стилевых направлений, которые частично сохранились до наших дней, подтверждает тезис об уже упоминавшейся ненадежности принятой датировки.

О художественных возможностях людей каменного века гораздо легче судить по формам и росписям керамических изделий, которые к тому же поддаются более точной датировке. Подлинными художниками этой эпохи были гончары. Внутри оседлой родовой общины они по-новому воплотили живой характер линий, который мы встречаем уже на наскальных изображениях, и продолжили эту стилистическую традицию. Они создавали изогнутые сосуды, форма которых отличалась некой вечной, вневременной элегантностью.

 Различие форм декора и типов сосудов, назначение которых не всегда удается определить, выработалось в рамках культур, отстоящих друг от друга во времени и пространстве. Взаимосвязи между ним до сих пор не получили убедительного объяснения, так что нельзя исключить наличие контактов между различными группами. В следующем разделе этой главы содержится описание отнюдь не всех культур раннего каменного века, а лишь наиболее интересных из них, а хронологическую последовательность между ними никоим образом не следует воспринимать как историю развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*