И было их Четыре Всадника
- |
- |
- Дата публикации : 16 августа 2020
Шестая глава Откровения.
Четыре Всадника Апокалипсиса.
Последняя книга Нового Завета.
До сих пор есть много расхождений, что именно олицетворяет каждый из Всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь, Мор), Война, Голод и Смерть (Мор). Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.
Многие современные ученые и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в Христианской истории. В этих суждениях, Мор, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск. Все из-за оружия, которое держит в руках Всадник — лук. Парфянскиая империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками. Некоторые ученые даже указывают конкретно на Вологеза I, Парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской Империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 нашей эры. В ней погибло около 150 000 человек. Так же есть сравнения того же периода времени с Германией и смутами в Палестине. Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, чёрного всадника. В 92 нашей эры Римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события. Кстати, в 62 году нашей эры был страшный голод в Армении и Палестине. Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в 1 веке нашей эры и за небольшое время до него.
Согласно Свидетелям Иеговы, видение о четырех апокалиптических всадниках исполняется с 1914 года до уничтожения этой системы вещей.
Однако не смотря на эти толкования мало кто их принимает всерьез.
Поэтому не удивительно, что есть мнения где вообще отказываются принимать пророческий смысл данной главы. Например Сергий Булгаков писал:
«…Правильнее, думается нам, прежде всего держаться именно расширительного их толкования. они говорят о том, что можно ожидать в истории вообще, в чем она состоит. Это — как бы слагаемые мировой истории. Всадник на белом коне означает побеждающую силу христианства в мире, и она может относиться не только к одной эпохе в истории, но ко всякой эпохе как и в прошлом и в будущем. Второй Всадник означает войны, и это пророчество относиться ко всем эпохам мировой истории. Третий Всадник, имеющие меры в руке своей означает дороговизну или иначе голод. Четвертый Всадник означает совокупное действие всех предыдущих испытаний — меча и голода -, к тому же присоединяются мор и звери, как следствие предшествующих опустошений. Итак, эти Всадники знаменуют собой общую картину исторических судьб человечества с их светлыми и мрачными сторонами. Это есть как бы художественно-аллегорический конспект мировой истории.»
Иногда Всадников называют Четырьмя Ангелами Апокалипсиса: Гарвиил, Уриил, Михаил и Рафаил, которые одновременно символизируют части света. Правда, опять же нет единого мнения о соотношении вестников смерти с небесными покровителями.
Что несомненно интересно, что сами Всадники порой теряются на фоне толкований цвета лошадей, на которых восседают. Интересно, чтобы стало со всеми, если бы они по приколу поменялись лошадьми в чей-то интерпретации. Часто ведь белого коня с бледным путают, а это на минуточку Первый и Четвертый Всадник, которые разные функции несут в мир. И все же надо пройтись и по этой теме разок. Поэтому я напишу только о том, что если считать, что Иоанн Богослов писал о наших днях, как о времени, погружения мира в хаос, то рыжий жеребец вызывает ассоциации с коммунизмом, зеленого (мертвенный, хладный, бледный который), черный — с капитализмом.
Пожалуй, на этом и остановимся, потому что планета Земля повидала довольно много дерьма и крови, чтобы сводить это все к той точки зрения о только грядущих пророчествах. И именно от этого мысли начинают появляться интерпретации образов Всадников. В вымышленной вселенной Плоский мир Пратчетта существуют Всадники Абокралипсиса — пародийное обыгрывание библейского образа (причем там есть и пятый всадник — Хаос, впоследствии исключенный из числа всадников, которых таким образом осталось четыре). Всадники присутствуют также в совместной работе Пратчетта и Нила Геймана «Благие знамения» (а ныне мы и сериал можем посмотреть), причем место первого всадника занимает Загрязнение, поскольку Мор подал в отставку после изобретения людьми пеницилина. В одной из книг у троих из них крадут коней и Всадники становятся «Одним всадником и тремя пешеходами», а Апокалипсис превращается в Абокралипсис.
Мною любимый Джонни Кэш написал песню «The Man Comes Around» непосредственно о событиях Апокалипсиса, в которой он придерживается точки зрения, что первый всадник — это Иисус. Тут у меня с Кэшом мнения расходятся, но песня тоже известная — ее можно услышать во время финальных титров фильма «Логан». А еще она одна из последних песен, написанных Кэшем перед смертью.
Пускай преступник зло творит своё,
А праведник добро творит своё.
Кто грязен — пусть из грязи не встаёт,
Всё, что предсказано — произойдёт
В день, когда Он придёт.
В живописи Вестники стали появляться и развиваться еще в эпоху раннего Средневековья, в первую очередь в искусстве литографии и гравюры. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. Наиболее полный иллюстративный материал к Библии впервые создал А. Дюрер. На его знаменитой гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса» первый написан в виде сановной особы в царской шапке с жалеющим людей взглядом. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. Третий – с непокрытой головой и равнодушными глазами – рассеянно глядит поверх изнемогающих толп куда-то вдаль. Четвертый выглядит истощенным старцем, восседающим на такой же худой лошади без подков и с веревкой вместо узды. В руках старик держит трезубец. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам Ад в виде ужасного зубастого зверя. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Никто из них не избежит положенного наказания.
В отечественной традиции наиболее грандиозным многие считают полотно В.М. Васнецова «Воины Апокалипсиса». Он создал данный сюжет для росписи киевского Владимирского собора. Художник изобразил всадников едущими друг за другом. Первый из них, исступленный и безжалостный, разрушает все вокруг себя. Его не трогают страдания и ужас людей. Второй – это мускулистый атлет, одетый в набедренную повязку гладиатора. Он машет мечом, а его волосы цветом повторяют масть коня: они красно-рыжие, как и кровь, льющаяся вокруг. Третий всадник худ и имеет пепельный цвет. Его костлявое и безжизненное лицо похоже на маску. Весы в его руках – это знак неправедного правосудия. Последний зеленоватый всадник с черепом вместо головы и косой в руках являет собой настоящий символ смерти и самого ада.
Российский художник Юрий Шабельников в 2003 году создал работу «Present?», представляющую собой шелкографическое изображение обработанной особым образом с помощью графических редакторов цифровой копии знаменитой гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре Всадника Апокалипсиса».
Я не буду приводить длинный список других упоминаний в кино, сериалах, музыки, видеоиграх — вы и без меня все это сможете найти. Они среди нас, просто помните об этом и живите с чистой душой.
Warning: Undefined variable $aria_req in /home/users/m/maiglon/domains/ccgworld.ru/wp-content/themes/twccgworld/comments.php on line 64
Warning: Undefined variable $aria_req in /home/users/m/maiglon/domains/ccgworld.ru/wp-content/themes/twccgworld/comments.php on line 66