» Тотемизм. Из жизни в мифы

Тотемизм. Из жизни в мифы

  • |
  • |
  • Дата публикации : 11 июня 2020

Тотемизм — это феномен под которым чаще всего подразумевают одну из древнейших форм первобытной религии. Этим термином обычно обозначают деление племени на группы, связанные родством по мужской или по женской линии. Каждая из таких групп верит в свое родство с тотемом, — чаще всего животным, реже растением, неодушевленным предметом или даже природным явлением — который считается предком данной группы.

Нередко у тотемических групп существуют материальные эмблемы, имеющие сакральное значение. Например, чуринги австралийцев, столбы-тотемы у индейцев. Родовой тотем обычно запрещено убивать и употреблять в пищу. Иногда даже избегают встречаться и как-либо соприкасаться с ним. Он считается мистическим покровителем данной группы, на него можно воздействовать с помощью определенных магических приемов. В отдельных случаях связь с тотемом устанавливается путем его ритуального умерщвления и коллективного поедания, в котором участвуют все члены данной группы. Один из ярких примеров — «Медвежий праздник» у енисейских кетов, во время которого все члены группы обязаны поедать убитого медведя, чтобы к этому тотему приобщиться. Табу на убийство тотема временно отменяется, во время коллективной трапезы члены группы приобщаются к своему общему предку. В то же время они нередко просят у него прощение за совершенное убийство, как поступают во время «медвежьих праздников» у енисейских кетов, сахалинских айнов. Смысл ритуального умерщвления и поедания тотема, который обычно табуирован, заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы сильнее закрепить связь клана со своим тотемом.

Тотемизм имеет свою мифологию — это представление и мифы о тотемическом предках. Иногда с представлениями о тотемических предках бывает связана вера в перевоплощение — реинкарнацию. Особенно распространены были такие верования у аборигенов Австралии, у других народов они представлены менее отчетливо. Тотемо — мистические представления также отражают тесную связь первобытного коллектива с его территорией. 


Что же на этот счет думали великие умы?

По мнению Э.Эванс-Притчарда, тотемическая связь коренится не в самой природе тотема, а в тех ассоциациях, которые он вызывает в человеческом сознании, то есть на живые существа и предметы проецируются понятия и эмоции, которые находятся вне их.
Глава Венской школы Й.Гекель полагал, что тотемизм развивался на основе различных источников, основным из которых было «социализирование» определенных видов животных.
Кл.Леви-Строс, с одной стороны, считал проблему тотемизма надуманной, не отвечающей реальности. Он указывал на искусственность образования самого слова «тотем», которое в таком виде не существует в языке индейцев оджибве алгонкинской группы и отмечал, что у них никогда не встречалось верование, основанное на том, что члены клана были потомками тотемного животного и что оно было предметом культа. С другой стороны, он рассматривал тотемизм, как способ классификации явлений природы, не отличающийся принципиально от классификаций, применяемых средневековой и, даже в ряде случаев, современной наукой. Логика тотемистической классификации основана на идее сходства. Поэтому вся система тотемистических верований, согласно Кл.Леви-Стросу, — это система кодов, устанавливающая логическую эквивалентность между естественными видами и социальными группами.

Представители советской этнографической школы в своих попытках объяснить феномен тотемизма придерживались, что было неизбежным, марксистского подхода к религии и выступали последователями эволюционистских взглядов. С.П.Толстов рассматривал тотемизм как форму сознания связи членов одного коллектива и его противоположности другим коллективам. По его мнению, в основе тотемизма лежит чувство связи с некоторыми видами животных или растений; единства человеческой группы с занимаемой ею территорией,  находящимися на этой территории производительными силами. Ученый полагал, что тотемизм явление более древнее, чем родовая организация.

А.Золотарев утверждал, что тотемизм — это первая форма религиозного отражения кровного родства. А.Анисимов видел центральную идею тотемизма исторически развитое идеологическое отражение некоторых особенностей кровнородственной структуры социальных групп. С.А. Токарев, полагая, что самое главное и труднообъяснимое в тотемизме — это вера в родство, некую мистическую связь между первобытным кланом и его тотемом, утверждал, что в основе тотемизма, как древнейшей формы религии, лежит перенесение кровнородственных отношений на внешний мир, отражение древнеродовой структуры общества с превалирующим типом кровнородственных социальных связей.

Не раз указывалось, что в системе тотемистических представлений животное играет далеко не видную роль — это может быть растение, предмет. Некоторые исследователи — Ф.Гребнер, В.Шмидт и другие — пытались объяснить, почему то или иное животное, растительность, объект становится тотемом данной группы экономическими причинами. Тотемом, по  их мнению, становилось животное или растение, бывшее предметом экспорта данного коллектива. Ю.И.Семенов считает, что существенную роль в формировании тотемизма сыграла специализация отдельных охотничьих групп на промысле определенного животного, которое впоследствии становилось тотемом данной группы.

Обращаясь к вопросу о тотемических предках, исследователи иногда считали их реальными людьми, обожествленными после их смерти, хотя еще Л.Леви-Брюль отмечал, что не следует смешивать мифологических (тотемических) и реальных предков первобытного коллектива. Но чаще исследователи признают, что это не реальные родоначальники той или иной группы, они нередко наделены фантастическими чертами и свойствами, представления о них достаточно расплывчаты. Вслед за Б.Малиновским, объяснившим связь между мифом и ритуалом и указавшим, что мифология есть своего рода оправдание ритуальной практики, многие исследователи считают таких предков мифологической  персонификацией чувства единства данной группы. Тотемических предков рассматривают как религиозно-мифологическую санкцию обычаев данного первобытного коллектива: учредителей тотемических обрядов и запретов.  Некоторые ученые, такие как М.Фортес вообще связывают возникновение тотема с культом предков, полагая, что отношения между людьми и тотемными животными представляют собой символ отношений между людьми и предками в плане мистической причинности.

Высказывалось также предположение, согласно которому тотемические предки могли выступить в роли древнейших «культурных героев». Л.Леви-Брюль, Д.Е.Хайтун истолковывают антропозооморфные изображения, а также изображения людей в звериных масках  эпохи палеолита как образы тотемических предков.

Некоторые исследователи считают разного рода табуаирование, зоолатрию (поклонение животным), поклонение зооантропоморфным божествам (имеющим черты человека и животного), веру в оборотней, представления о метемпсихозе (переселении душ) пережитками тотемизма. По-видимому, такой взгляд правомерен, если удается установить связь между подобными представлениями и коллективом, особенно если последний носит имя данного животного. Ряд ученых рассматривает почитание определенного животного каким-либо племенем или даже целым народом как проявление поздней стадии развития — племенного тотемизма; другие отрицают это явление.  Так или иначе отголоски тотемистических верований прослеживают в мифологических системах самых различных народов.

Один коментарий к "Тотемизм. Из жизни в мифы"

  1. Пережитки этого родового вкушения яств находим в литовской Samboros. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма угодным ему. Иногда процедура носит такой характер, как будто убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть съеденным своими поклонниками. Гиляки, хотя и вышедшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так называемого медвежьего праздника, убеждённо говорят, что медведь сам даёт хорошее место для смертельного удара (Штернберг). Робертсон Смит и Джевонс считают обычай периодического вкушения тотема прототипом позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, сопровождавшихся съедением жертв самими приносившими её. Иногда обряд религиозного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же освобождение души тотема для следования в лучший мир. Так, у рода червей племени омаха (Северная Америка), если черви наводняют ниву, их ловят несколько штук, толкут вместе с зерном и затем едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени зуньи раз в год отправляют процессию за тотемными черепахами, которых, после самых горячих приветствий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в реке, чтобы они могли вернуться к вечной жизни. Недавно двумя исследователями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом, открыты новые факты тотемизма — церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале весеннего сезона, периода цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать изобилие тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, обиталище духов рода и тотема, адресуются определённому представителю тотема, которым служит либо камень, либо искусственное изображение его на земле (переход к индивидуальным божествам и изображениям), почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются торжественным вкушением запретного тотема; после чего обыкновенно разрешается и вообще умеренное употребление его в пищу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*