» Мой Высоцкий

Мой Высоцкий

  • |
  • |
  • Дата публикации : 17 мая 2020

В наушниках играет песня «Скалолазка» Владимира Высоцкого. С каждым словом альпинистское железо вбивалось в сердце и вытаскивалось. За это творчество Владимира и любили. Много в нем Владимир говорил о честности и несправедливости, о том, что немногие из его современников могли бы сказать вслух даже в кругу друзей, а он пел.

Лет семь назад попалась мне на глаза статья о том, что в 2010 году в опросе «Кумир ХХ века»  Владимир Высоцкий занял второе место. Первым был Юрий Гагарин. Этот опрос был проведен еще раз в 2011 году и, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, многие люди говорили о том, что его песни продолжают нравиться, и считают его творчество «важным явлением отечественной культуры XX века».

Мое знакомство с его творчеством началось еще в раннем детстве с грампластинки «Алиса в Стране Чудес». Там есть  «Песня попугая». Эту пластинку я слушала в основном только из-за нее, особенно нравились вот эти слова:

« … Давали мне кофе, какао, еду,
Чтоб я их приветствовал: «Хау ду ю ду!»
Но я повторял от зари до зари:
  «Карамба!», «Коррида!» и «Черт побери!»»

Мама так же часто пела под гитару песни Высоцкого мне на ночь. Это были песни – «Вершина»:

«…Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела…»

Слог Владимира словно вбивает в душу его собственный опыт и веру в друзей.

А утро выходных начиналось с закалки, бега по квартире и зарядки под «Утреннюю гимнастику».
Однажды перебирая коробки с тетрадями, альбомами и книгами нашла дома большой сборник стихов Владимира. Большинство стихов западали в душу сразу, а другие постепенно ждали, когда я подрасту, чтобы понять их смысл.

Творчество Высоцкого всегда будет актуальным. В нем есть песни и стихи о чувствах, о долге и чести, о друзьях, о нем самом. Для меня, например, всегда будет актуальны песни «Я не люблю», «Мне скулы сводит от досады», «Песня о друге».

Внезапно я увлеклась историей его творчества прочитала несколько статей, а так же сборник монологов Высоцкого, сборник «Я, конечно, вернусь». И узнала, что существует культурно- исследовательское направление, которое изучает творчество Владимира Высоцкого. Называется оно «высоцковедение». И я так же не знала, что его творчество косвенно помогло становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачев, Юрий Шевчук (ДДТ), Константин Кинчев (Алиса), Андрей Макаревич (Машина времени) и Игорь Тальков. Еще мне посчастливилось найти дома старые материалы, которые собирала моя мама.

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа —
И режут в кровь свои босые души!»

Эти слова Высоцкого можно в первую очередь отнести к нему самому. Ему не суждено было дожить даже до маленького сборника стихов, в то время как рожденные ночами строки со скоростью звука облетали необъятную страну. Он знал, что такое слава, но не был – при жизни – призванным поэтом. А ведь именно Поэтом ощущал себя более всего» — так начинается сборник «Я, конечно, вернусь».


«…Кинематограф Володя чувствовал необыкновенно ярко и остро, казалось, ощущал его кожей, нервами и часто огорчался, что мало снимается, что большинство ролей, которые предлагают, бедны и плоски, и там нечего играть.
Он любил восхищаться друзьями, хвалить их, часто преувеличивая их достоинства. Он умел любить. И, чувствуя эту любовь, ты сам вдруг начинал понимать, что способен на значительно большее, нежели предполагал. Он тянул друзей на свою высоту. Недаром и прозвище среди друзей у него было «Высота»…» — вот еще одна выписка моей мамы из сборника «Я, конечно, вернусь».

Если начнете читать «Монологи», то вот что Высоцкий сказал в начале:

« Хорошо бы зажечь свет в зрительном зале, чтобы я видел глаза, а то так будет похоже на какое-то банальное действо…Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза… И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское… Короче говоря, все рассчитано на доверие. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание услышать.»

Так же там он сказал о дружбе: «Дружба – это не значит, каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли… Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров, и пускай еще здравствует».

О своем творчестве: «Я вообще целью своего творчества – и в кино, и в театре, и в песне – ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию».

Я бы всем посоветовала прочитать эти монологи, чтобы узнать Высоцкого по — настоящему. Хотя по ощущению будет казаться, что монолог отсутствует и ведется диалог. Высоцкого с читателем тет-а-тет без напыщенности, признавая свои слабости, удивляясь, порой, что его творчество приняло с только людей. Ведь, когда он начал сочинять, то эти песни предназначались для небольшого круга друзей. Он говорит о том, что любит, с кем был знаком, что хотел бы успеть сделать.

Хоть Высоцкий не воевал, но писал военные песни – и их слушали, потому что там все было правдой. Мой отец часто говорил о том, что Высоцкий всегда жил на нерве. Есть сборник его стихов, который так и называется «Нерв». Я спросила у нескольких людей, что они думают и помнят о Высоцком, и везде слышала: «Он был человеком с сердцем», «Его стихи до сих пор со мной», « Мой Высоцкий»… Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством есть «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то родные.
Не могу пройти мимо и не привести цитаты тех, кто знал Владимира. В этих словах можно почувствовать радость, грусть, боль и желание раскрыть людям глаза на то каким Владимир был человеком и другом.

«У Володи была необыкновенная любознательность и необыкновенное умение притягивать к себе людей. Это редкий дар…» — Юрий Любимов

«… когда Володя творил – он был трезв. Все его творчество – это творчество одного из трезвейших и самых печальных аналитиков земли русской» — Михаил Шемякин. «О Володе».

« Когда Таганка была на КамАзе, Высоцкий шел домой в гостиницу, шел по длинной, с версту, улице. И были открыты все окна. На подоконниках стояли магнитофоны, и со всех сторон гремели, гремели его песни. Так его приветствовали. Вот признание. И все-таки хорошо, что он еще живым познал счастье такого признания» — Юрий Крякин.

В душу проникают стихи тех людей, которые знали его. Леонид Филатов написал в 1980 году «Записка на могилу»:

« Он замолчал. Теперь он ваш, потомки.
Как говорится, «дальше – тишина».
…У века завтра лопнут перепонки –
Настолько оглушительна она».

А вот и Валентин Гафт. К сожалению, не нашла дату стихотворения, вот отрывок:
«…Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,
Навеки жилы напряглись на шее…»

Я прочитала еще с десяток стихов посвященных памяти Высоцкого, перечитала толстый сборник его стихов, прослушала его песни. Оставаться равнодушным к его творчеству нельзя. Хриплый голос, заставляющий нас вслушиваться в смысл слов, остается в душе, в памяти. Песни разбираются на цитаты. О его вкладе в творчестве никогда не забудут. Он был человеком до того как к нему пришла известность, он оставался им когда она обрушилась на него со всеми гадостями, он умер… но его продолжают любить люди XX века и дети XXI века. Хорошо, что его в то время уже признали человеком ХХ века, а не потом, когда его не стало.
Бесконечно уважаю людей, которые умеют работать так честно, так до конца, как работал Высоцкий. На них что-то главное держится в этом мире и продолжается несмотря ни на что!

Какие песни Высоцкого повлияли на вашу жизнь? Делитесь впечатлениями и воспоминаниями в комментариях!

1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*