» 120 лет Каслинскому павильону

120 лет Каслинскому павильону

  • |
  • |
  • Дата публикации : 7 октября 2020

Среди национального и зарубежного искусства особое место в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств занимает уникальная коллекция уральского художественного литья. В фондах музея имеется более тысячи образцов изделий десяти чугунолитейных заводов: Кушвинского, Невьянского, Верх-Исетского, Билимбаевского, Сосьвинского, Кыновского, Кусинского, Каслинского, Каменск-Уральского, Свердловского. Все изделия представляют большую научную и историческую ценность. Наиболее полным и интересным является собрание каслинского литья , насчитывающее около 800 предметов. Начало было заложено в 1887 году, когда музей Уральского общества любителей естествознания поступило полтора десятка чугунных отливок Каслинского завода. Музейное собрание художественного литья активно пополнялось и в дальнейшем.

В 2020 году исполнилось 120 лет Каслинскому чугунному павильону, который является главным экспонатом Екатеринбургского музея изобразительных искусств, так сказать, жемчужиной коллекции уральского художественного литья XIX-XX вв. Он зарегистрирован, как раритет в Международном каталоге музеев ( ЮНЕСКО) – это единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

О художественном оформлении и архитектурном решении павильона мы можем судить лишь по двум сохранившимся фотографиям. Фасад сооружения кубической формы украшал портик со сдвоенными колоннами, которые соединялись со стенами ажурными кронштейнами. Стены павильона были орнаментированы сегментами чугунных решеток, а в нишах и при входе в павильон были размешены скульптуры из ассортимента Каслинского завода.  

Ажурная громада павильона напоминает сказочный дворец, стены которого словно переплетаются причудливыми узорами  чугунных кружев, замысловатых рельефов. Изображения  драконов и сов, соколов и хищных зверей, сказочных «дурман-цветов» и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком и быстрых кораблей покоряют воображение. Три парадно оформленных входа затягивают в мир художественной скульптуры: павильон  насыщен всевозможными статуэтками, полочками, подсвечниками, пепельницами и прочими изделиями Каслинского завода. Смотря на  такое  творение, можно сразу понять, что смотришь на совершенное искусство мастеров.

Но павильон не единственное воплощение мастерства чугунного литья. Он окружен другими небольшими по размеру, но большими по труду и смыслу фигурами и предметами. Особенно мне понравилась серия японских мотивов. Это серия лотков, к сожалению,  неизвестных авторов, выпускавшихся на Каслинском заводе: «Лоток в японском стиле» (1912), «Японская деревня» (1904), «Утки» (1914), «Японский дом» (1904). Так же прослеживают японские мотивы в пепельницах, например, « Две купающиеся женщины» (1905), а так же «Воробей на листочке».

Обратившись к истории, я узнала, что зачастую образцами для чугунных отливок служили произведения западных авторов из бронзы, фарфора, олова и при создании модели небольшой скульптуре придавалось функциональное назначение. Так, и « Бог монет Лю Хай, сидящий на жабе» ( начало XX в.) в умелых руках каслинских мастеров стал коробочкой, а не просто замысловатой интерьерной вещицей в модном стиле «модерн». Оказывается, подобные «секреты» были очень популярны  — скульптурные группы и статуэтки при ближайшем рассмотрении оказывались чернильницами, шкатулочками, подчасниками.  Лю Хай – это бог монет в даосской мифологии. Его традиционно изобразили обрюзгшим мужчиной с распушенными волосами, сидящим босиком на трехпалой жабе. Прекрасное качество отливки чугуна предоставляет возможность понять все характерные особенности жабьей кожи , а лицо бога в расплывчатой улыбке, поражает тонкой работой.

1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*