Духи природы в фольклоре - Огромный мир культуры и творчества

Духи природы в фольклоре

  • |
  • |
  • Дата публикации : 17 ноября 2020

 Представим краткое описание некоторых характерных существ из славянской мифологии.

  Леший

Мифологический образ духа леса. Представления о Лешем сохранились до наших дней. Леший — хозяин лесной чащи и обитающих в ней зверей. Он изменяет свой рост — может стать высоким, как деревья, или низким, как трава, и укрываться под упавшими листьями. Леший редко заходит в поле, уважая права полевого духа — полевика. Не заглядывает в деревни, чтобы не ссориться с домовыми. Он издает различные звуки — свистит, хохочет, аукает, плачет, бьет в ладоши, как люди. Человеку редко вредит. Правда «шутки Лешего» бывают злыми, и пугают людей. Он может завести человека, собирающего грибы и ягоды, в такие лесные дебри, из которых тот не может долго выбраться, кружа по лесу, постоянно возвращаясь к одному и тому же месту. Однако не доводит человека до гибели. Существуют различные проблемы избавления от проказ лешего. Так, заблудившийся человек должен раздеться, вывернуть на изнанку всю одежду и в таком виде снова одеть, не забыв при этом поменять обувь с одной ноги на другую. Если заблудились несколько человек, то все они должны поменяться одеждой. Но не всегда с лешим можно сладить. Сохраняется поверье, что в день, когда «леший бесится» (4 октября) в лес лучше не ходить. Легенды и мифы о леших сохраняются у всех народов на протяжении многих веков.

Водяной и Леший

Водяной

Владыка вод (болот, озер, рек и морей). Его называли по-разному — «водяной черт», водовик, водяной дедушка и т.п. Это дух, олицетворяющий водную стихию. Водяной может принимать различные образы: то крупной рыбы, то ребенка, то лошади. У восточных славян водяной — это старик с длинной седой или зеленой бородой. Часто его представляют как черта с рожками и большим животом. Обитает водяной в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, поэтому его надо уметь умилостивить. Водяной считается покровителем рыбаков, которые и приносят ему в жертву часть пойманной ими рыбы. В сказках и былинах водяного часто отождествляют с «морским царем», который живет на дне морском в хрустальном дворце. В мифологии восточных славян известны и женские духи воды — водяницы, которые по своим функциям напоминают русалок. Водяницы — это утопленницы, превратившиеся в духов водной стихии.

  Домовой (Домоведушка, Домовой хозяин, Домовик).

Обычно невидимый обитатель, хозяин, двора и дома — у него множество имен. Некоторые из них указывают на место пребывание домового (избной, подпечник, хлевник и т.д.) или же не форму его появления или характер и основные занятия. Он старший в доме, член семьи, предок и невидимый хозяин. Образ домового при внешней простоте может быть очень сложен, наделен всевозможными свойствами, обликами, способностями. Основные задачи домового — забота о скотине, предсказывание будущего обитателей дома. Является низшим духом славянской мифологии; легенды о домовом сохранились у русских, белорусских и украинских народов. Домовой считается покровителем дома, кормильцем. У восточных и южных славян считается что по ночам домовой «стучит и совершает разные проказы». В одном доме может завестись два домовых, тогда они начинают ссориться. Домовой помогает трудолюбивому хозяину, ленивому вредит. Домового лучше умилостивить, оставив пищу — хлеб, соль, кашу. При переселении в новый дом славяне совершали определенный ритуал, с той целью, чтобы домовой переселился вместе с хозяевами и помогал им на новом месте.

   Банник

 — дух, обитающий в бане. Он невидим, но иногда может показываться в человеческом обличии. Роль банника определялась значением бани в русском быту. Чтобы защититься от банника, который живет под полом или за каменкой и может облить кипятком или бросить горячий камень в моющегося, его надо умилостивить куском ржаного хлеба или принести в жертву курицу. Баннику следовало оставлять воду, мыло и веник, так как он моется последним.

Домовой

   Овинник

Домашний дух, живущий в овине и охраняющий хлеб от порчи. Представляли его в образе старика, которому приносили подарки. В овине крестьяне сушили снопы сена, и овинник следил, чтобы не сучился пожар. Он не позволял работать в овине в большие праздники и во время сильных ветров. Нерадивых хозяев он наказывал, мог даже сильно ударить. Овинник хлопал в ладоши. Хохотал, лаял как собака. Перед началом работы в овине нужно было попросить разрешения у овинника.

   Упырь

Низший дух, демоническое существо в мифологическом представлении восточных славян. В «Слове об идолах» говориться о древнем почитании славянами упырей. В народных представлениях — это злые, вредоносные духи. Упыри (вампиры) высасывают кровь у людей и животных. Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими и убивающими людей и домашний скот. По народным поверьям, упырями становились люди, «умершие неестественной смертью» — насильстввенное убиение, спившийся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов, поэтому их хоронили вне кладбища. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы, его следовало «успокоить» — выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом. Сказание об упырях, вампирах от славян распространилось среди всех народов Европы.

Андрей Клименко. Берегиня

   Берегини

 Женские духи, охранительницы от злых сил, противостоящие упырям. Из христианских «поучений…» и «Слов…» можно сделать заключение о существовании культа берегинь. Эти женские духи охраняют от всего нежелательно, неожиданного. В «Слове некоего христолюбца» говориться о том, что многие поклоняются и приносят жертвы «огню и каменьям, и рекам, и источникам, и берегиням». Древние славяне воспринимали берегинь как подательниц влаги, дождя, необходимых для плодородия земли.

   Кикимора (Шишимора)

По мифологическим представлениям восточных славян — злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора — это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа считают, что кикимора — жена домового. Она любит по ночам у хозяек путать пряжу, пугает маленьких детей, может красть кур. Представления о кикиморе сохраняются в различных регионах России. Существовали различные заговоры для избавления дома от кикиморы. Вместе с тем верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а ленивым и нерадивым вредит.

   Русалка

В Древней Руси мифологические существа в виде полуженщины-полурыбы. Русалками становились преждевременно умершие девушки или невесты, не дожившие до свадьбы. Они изображались с длинными, распущенными волосами. В ряде мест русалка — водяной дух. Русалки связаны с культом плодородия, появлялись они в свой праздник на «русальей недели», когда начинала цвести рожь. В дни этого праздника нельзя работать. Нарушителей запрета русалки наказывают, вытаптывая их посевы. Русалок можно встретить по многих местах — в поле, у воды, на деревьях. В хороводных песнях люди призывают русалок помогать росту хлеба. В ходе проникновения христианства в народную жизнь русалки стали рассматриваться как нечистая сила. Представление о русалках стало схоже с представлением об упырях. «Русалья неделя» стала совпадать с Троицей. Четверг на троицкой неделе превратился в «день русалок». В этот день нельзя было работать, так как русалки могли наслать порчу на скотину. В троицкий четверг («Семик») девушки плели венки и оставляли из в лесу для русалок. В ряде мест в последний день «русальей недели» совершали обряд «проводов русалки». В этот день обряжали в зеленый наряд одну из девушек, надевали на нее венки и выводили в поле или к реке, где срывали с нее венки и бросали их в воду или костер, после чего убегали.

25

Warning: Undefined variable $aria_req in /home/users/m/maiglon/domains/ccgworld.ru/wp-content/themes/twccgworld/comments.php on line 64

Warning: Undefined variable $aria_req in /home/users/m/maiglon/domains/ccgworld.ru/wp-content/themes/twccgworld/comments.php on line 66

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*