» Культура Яншао. Первые землевладельцы.

Культура Яншао. Первые землевладельцы.

  • |
  • |
  • Дата публикации : 10 октября 2020

В результате раскопок в деревне Баньпо, недалеко от современного города Сиань, было обнаружено неолитическон поселение, расположенное на берегу реки. К пятому тысячелетию до н.э. история этого поселения уже насчитывает несколько веков. На сегодняшний день эта находка остается пожалуй, самой значительной в археологии Китая. поселение состояло преимущественно из круглых, а также из нескольких прямоугольных домов, наполовину закопанных в землю. Площадь этих жилищ, составляла от 12 до 40 кв.м., однако наряду с ними археологи обнаружили и одно здание площадью 160 кв.м, которое было, возможно, общинным домом или домом собраний. Вход этого дома направлен на юг. Был обнаружен также «квартал очагов» с примитивными печами для обжига, расположенный к востоку от жилых домов, а также кладбище для взрослых, отделенное от остальной деревни оградой. Детей погребали преимущественно в глиняных саркофагах (вэньгуань) различной формы с крышкой в виде глиняной миски. Археологи обнаружили в этих захоронениях весьма немного предметов. Захоронения взрослых выглядят иначе; в них найдены личные бытовые предметы, в том числе сосуды, украшения, инструменты. Именно по этим предметам, равно как и по предметам, обнаруженным в погребах и ямах для отходов, можно судить об искусстве росписи, которым владели гончары.

 Доисторические обитатели Баньпо изготавливали расписные керамические изделия, в результат эта культура получила в английском языке название «Painted Pottery», в отличие от восточных и юго-восточных культур «Black Pottery», для которых характерны разнообразные сосуды без росписи.

 На красных керамических сосудах, расписанных черной краской, нанесены зооморфные узоры, в том числе изображения рыб, лягушек, жаб, оленей и птиц, а также рыбы в сочетании с человеческими лицами или масками. Кроме того, гончары пользовались множеством геометрических узоров, например орнаментами из треугольников или ленточными орнаментами. В отличие от орнамента, формы сосудов не отличались разнообразием и представляли собой вариации на тему пузатого горшка (гуань), чаши (пэнь) и бутылки, напоминающей амфору (пин). Это может быть обусловлено их назначением – для хранения запасов – или самой техникой изготовления: керамика Яншао является исключительно налепной, хотя благодаря тщательной обработке поверхности это совершенно незаметно.

 Изображение маски с небольшими вариациями было обнаружено только в трех местах на чашах типа пэнь, кувшинах с широким верхом для хранения запасов и длинных сосудах культуры Яншао. Такая маска представляет собой окружность, на которой черточками обозначены глаза, рот и нос. Вместо ушей крючки дополняли стилизированными или заменяли обычными изображениями рыб.

 Вверху (на голове) изображен треугольник вершиной вверх, причем с внешней стороны он усыпан мелкими черточками. На уровне рта обеих сторон выходят плоские треугольники, которые тоже иногда украшены мелкими черточками. В любом случае сходство с рыбами совершенно очевидно.

 Что означают эти рыбы? Наиболее естественным кажется объяснение, что изображение рыб было тесно связано с источниками пищи. Деревня Баньпо располагалась на берегу реки Вэйху, притока Хуанхэ. Вполне возможно, что у жителей существовали обряды, призванные обеспечить хороший улов. Может быть, маски изображали бога рыб или колдуна-жреца, который, испрашивая у божества удачной рыбной ловли, надевая подобную маску. Два саркофага, украшенных узорами с изображениями рыб, позволяют также предположить, что речному или рыбьему божеству приносились жертвы.

 В другом захоронении культуры Яншао (сишуйпо) археологи столкнулись еще с одним элементом декора, который позднее трактовался как символ плодородия, а именно с изображением дракона. Пожалуй, можно говорить о самом древнем узнаваемом изображении дракона – мозаике из раковин на дне захоронения, выложенной с восточной стороны от  умершего. С другой стороны выложена фигура тигра, смотревшего на запад.  Спустя 3 500лет этот же мотив, причем в той же композиции, вновь появится в декоре лаковой шкатулки. Здесь следует подчеркнуть, что дракон и тигр относятся к древнейшим животным с ритуальным значением, поэтому именно их изображения являются самыми ранними. Образ дракона и посей день остается неотъемлемой частью китайской культуры; благодаря этой древней находке можно судить, насколько глубоки корни этого символа, и проследить историю его развития.

2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*