» Древние греки и память

Древние греки и память

  • |
  • |
  • Дата публикации : 28 августа 2020

Древние греки были первыми, кто придумал и создал правила для легкого запоминания информации, а также первыми, кто дал теоретическое обоснование процессов памяти. И, конечно, у них была богиня по такому случаю. Имя ей Мнемозина, и богиня обладала всезнанием. Полагаю в те времена считалось, что для того, чтобы всё знать достаточно всё помнить. Эта же богиня была матерью девяти муз: покровительниц наук и искусств, что являлось подтверждением мысли о том, что творчество не возможно без памяти. Уже в те времена память была неразрывно связана с забыванием.  Существовало две подземные реки — Мнемозины и Леты. Напившийся из первого приобретал всезнание, из второго — предавался забвению, то есть терял память.

И все же не богиня применяла практики запоминания информации, она было только покровительницей .Был один такой древнегреческий поэт — Симонид Кеосский. Он как раз был одним из первых, кто был способен часами читать по памяти свои и чужие стихи. С его именем также связан случай, когда по воле хозяина, отказавшемуся платить Симониду, поэт вынужден был ждать платы на улице от богов.  Боги не подвели — в это время произошло землетрясение и Симонид остался жив и к тому же смог продемонстировать память указывая, где под завалами дома лежал хозяин, а где его гости. Тем кто решил первым осветить знания и опыт стал Платон. Есть такое произведение «Теэтет», где Соркат ведет философские диалоги с Теэтетом. Он говорит о памяти, как о… нет, не буду перефразировать то, что красиво изложено автором. Вот цитата:

Сократ. Так вот, чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного – из более чистого воска, у другого – из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру.
Теэтет. Вообразил.
Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз, Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем.

Красиво и наглядно! Конечно, мы помним, что у Платона был ученик по имени Аристотель, который написал трактат «О памяти и припоминании». Разбирая понятие памяти Аристотель соотносит её с явлениями и событиями оставшимися в прошлом, а не с теми, что совершаются с человеком сейчас — «Когда же, не совершая никакого действия, он будет обладать знанием и ощущением, вот тогда он будет помнить.».  «… но настоящее постигается ощущением, будущее – предвидением, а прошедшее – памятью».

Изучая свойства памяти, рассмотренные Аристотелем, можно увидеть, что в этом вопросе он недалеко ушёл от Платона с его теорией восковой доски, пытаясь на этой основе делать выводы о свойствах памяти у разных людей.


Что было после Учителя и Ученика? Исследование университета Неймегена. Оно показало, что через сорок дней активность мозга, использующих метод «локусов», людей стала напоминать активность памяти чемпионов.  Соавтор исследования Нильс Мюллер рассказывает: 

«Один из первых вопросов состоял в том, на самом ли деле мозг спортсменов-мнемонистов устроен по-другому? Есть ли у них врожденный дар, которому невозможно обучить?». 
Когда спортсменам-мнемонистам давали 20 минут для запоминания 72 случайных существительных, они в среднем запоминали 71 слово. При этом средний человек в контрольной группе запоминал 26 слов. После этого люди из контрольной группы ежедневно выделяли на тренировки памяти по 30 минут, во время которых вспоминали ходьбу по знакомому месту и помещали объекты в знакомые места. Через 40 дней они запоминали в среднем 62 слова. Через четыре месяца, без продолжения тренировок, они запомнили 48 слов.
 «

Как видим, мало того, что эта техника (метод) сразу же помогла развить им память, но даже без продолжения тренировок, она оставалась на уровне, значительно превышающем первоначальный. 

Соавтор исследования нейробиолог и спортсмен-мнемонист Борис Конрад говорит: 

«Вы на самом деле проходите через место, а затем визуализируете местоположение, чтобы разместить там объект. 
Вы не просто блуждаете в своем безумном дворце памяти. 
Вы берете материал, который действительно трудно запомнить, и превращаете его во что-то доступное. 
Это не увеличивает объем памяти; вы используете другой тип памяти, который уже имеет большую емкость
«. 

Конрад говорит, что не каждый может стать чемпионом по запоминанию, но: «Каждый, кто использует эту технику, может значительно улучшить уровень, на котором он находится«.
Считаю, что к это можно и нужно прислушаться и достигнуть эффективности в наши суетливые, информационные дни.


3

Коментарии к "Древние греки и память"

  1. Прочтя Вашу статью, мы, абсолютно всей семьёй, решили быть подписанным на Все ваши заметки

  2. Спасибо за предоставленную информацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*